Отдых в Крыму 2019

Поездку в Крым я планировала долго. Остановиться решила в г. Саки, (думаю, многим колясочникам понятно почему). Здесь я впервые побывала в 2014 г. и влюбилась в этот город… Уютный, тихий, солнечный и, самое главное, для людей с ОВЗ, можно сказать, «свой». Все было оговорено заранее и место проживания и трансфер (в аэропорту нас встретила машина с подъемником).

По приезду в Саки и, распаковав чемоданы, первым делом отправилась на поиски экскурсионных туров. Хотя, заранее уже для себя решила, где я хочу побывать и что посмотреть. Если говорить про экскурсии, то можно ездить с общими экскурсиями, либо же самостоятельно. Например, по улицам Саки часто можно видеть специализированные машины с подъемниками и номерами телефонов на них, которые за определенную плату, отвезут вас к любой достопримечательности. Лично я так и делала. Звонила, договаривалась, и нас отвозили туда, куда я просила.

Итак, первая наша экскурсия состоялась в Бахчисарай. Об этом месте много слышала и видела фото в инете. Само собой, хотелось увидеть всю эту красоту своими глазами. Для начала мы посетили Свято-Успенский монастырь, прошлись по дорожке вверх мимо высоченных гор, в которых виднелись крошечные окошечки, также мы посетили и Ханский дворец, точнее его двор, потому что в здание не попадешь, везде ступеньки. Сад и фонтаны великолепны. Можно часами сидеть на скамеечке под тенистыми деревьями и любоваться всем, что находится вокруг. Честно скажу, уходить не хотелось, но в этот день и раз уж я в Бахчисарае, то посетила еще два местечка.

Итак, после посещения Ханского дворца мы пообедали в кафе, что находится рядышком, и, по рекомендации нашего водителя, сделали остановку возле парка миниатюр «Крым в миниатюре на ладони». Вход там тоже очень удобный. Есть пандус. Здесь можно увидеть мультяшки, они особенно привлекают деток. Меня привлекли миниатюры достопримечательностей Крыма. Признаюсь, не один раз прокатилась мимо одних и тех же миниатюр, снова и снова рассматривая крохотные дворцы, театры, крепости… После завернули и в контактный зоопарк. Животные и птицы (не все, конечно), но свободно гуляют по территории и совершенно не боятся прохожих.

На мой запрос в поисковике «достопримечательности Крыма доступные для людей с ограниченными возможностями здоровья» выпало много чего интересного, но особое внимание я обратила на экскурсионный маршрут по Малому Иерусалиму, что находится в Евпатории. И самое главное, что запало в душу, это красота старинного храмового комплекса караимов Крыма, который называется Караимские кенасы. Прогуливаясь по узким, уютным улочкам Малого Иерусалима, я то и дело мысленно произносила «вау». Когда же мы добрались до Караимских кенас, то вообще была поражена невероятной красотой белоснежных колонн. На входе две ступеньки, но это для людей на колясках не проблема. Два загорелых, крепких молодых человека принесли небольшой пандус и помогли преодолеть эту «непреграду». Оказавшись внутри храмового комплекса, у меня захватило дух от увиденного и от осознания, что «я здесь». По площади комплекс небольшой, но очень красивый. Это место навсегда останется в моей памяти, как самое — самое удивительное!

От Малого Иерусалима до Дельфинария мы шли пешком. Расстояние между этими двумя достопримечательностями очень даже приличное. Мои переживания по поводу недоступной среды не оправдались. Ура. Ура (я-то думала, что не смогу дорулить на коляске до дельфинария не «споткнувшись» о лестницы или высокие бордюры). И, да, у нас получилось. По дороге все было ровненько, никаких препятствий в виде ступенек. А если где-то и были ступеньки, то прохожие, к которым мы обращались, с вопросом «Как пройти до дельфинария?» подробно и с улыбкой объясняли наиболее удобный для меня путь. И это тоже меня, безусловно, радовало. Пройдя несколько улиц, сфотографировавшись со знаменитыми пушками у дома Дувана, парк, спустились к набережной, остановились у бронзовой статуи Геракла, где увидела очередь из желающих с ним запечатлеться. Я, само собой, тоже пристроилась.

Набережная Евпатории мне очень понравилась. Есть пляжи с пандусами, где люди с ОВЗ могут спокойно добраться до воды и окунуть свои телеса в черном море. Вот так осматриваясь и запоминая увиденное, мы благополучно добрались до дельфинария, купили билеты. Для меня билет был в полцены, т.е 500 руб. для моего сопровождающего бесплатно, а для папули в полную цену — 1000 руб. Представление длилось 50 минут. И опять впечатлений море, это было зрелищно, красиво, ярко!!!

Моя прогулка по Евпатории (если говорить о расстоянии) составила примерно 7 км. И еще одно волнение о том, что коляска разрядится на полпути, тоже не оправдалось. В путешествие я отправлялась на своей складной электрической коляске «KY 123» (хотя в Саки можно брать и в аренду). Надо признать, получила я ее совсем недавно и никуда на ней особо не выезжала, иными словами, это путешествие было ее первое испытание, которое она выдержала достойно.

Поездка в Ялту началась с посещения Никитского ботанического сада. Об этом уникальном месте я раньше не слышала и поездка туда не планировалась мной заранее. Но по приезду в Саки, разговорившись с местными, мне посоветовали обязательно там побывать, потому что этот сад невероятной красоты и масштаба (общая площадь сада—1100 га) и собрано здесь великое множество самых разнообразных растений. Всё-всё увидеть не удалось, потому что вглубь сада ведут ступеньки, но даже и то, что было доступно, мне хватило для того, чтобы восхититься этим прекрасным местом.

Дорога от Никитского ботанического сада до Ливадийского дворца заняла немного времени (минут 10 на авто). История этого дворца огромна. Когда-то дворец принадлежал царской семье Романовых, а в 1945 году в нем же прошла Ялтинская конференция. Именно этому событию посвящена одна из экспозиций на первом этаже. На второй этаж колясочникам тоже не подняться.

Побывать в Ялте и не прогуляться по набережной. Разве такое возможно? Возможно. Но не в этот раз. Как мне сказали, набережную обновили. Она стала еще красивее, чем раньше. Хотя и раньше, думаю, там было презамечательно. Голубой горизонт, пальмы, жаркое солнце, запах соленого моря, мороженое… — все, что нужно для счастья!

Я в этом убедилась на 100%. Но, надо было держать путь дальше. Мы помчали к «Ласточкиному гнезду», что находится в поселке Гаспра. Однако колясочнику подняться в замок невозможно, поэтому мы любовались этой достопримечательностью Южного берега Крыма со смотровой площадки.

Налюбовавшись и узнав, почему так называется замок, мы отправились по узкой дороге в горы, а точнее к храму, парящему над облаками — Форосской церкви, которая расположена на отвесной Красной скале, на высоте 412 метров над уровнем моря. Выйдя из авто и домчав до смотровой площадки за церковью, первое что мы почувствовали это сильный прохладный ветер, а дальше перед нами раскинулся берег с видом на город и море!

Отправляясь в Севастополь, я подумала о Балаклаве, которая находится рядом с городом-героем всего-то в 15 км. Балаклава город небольшой, но с красивой бухтой и множеством яхт, кораблей, ресторанчиков, гостиниц, пляжей. Это чудесное место напомнило мне Монте-Карло. По словам знакомых, в Балаклаве можно посмотреть и музей подводных лодок, который тоже доступен для людей с ОВЗ. Я тоже хотела зайти в музей, но в этот день он был, к сожалению, закрыт.

Прогулявшись по набережной, где не один раз нам предлагали прокатиться на катере, тоже доступном для колясочников, мы, отказываясь, потому что по плану морская прогулка у нас намечена была в Севастополе, отправились в «Херсонес Таврический». Я в этом музее-заповеднике была два года назад, но с удовольствием посетила еще раз.

Дальше мы поехали на площадь Нахимова, которая является одной из центральных площадей Севастополя, пообедали в кафе и помчали на кораблик. Названия сейчас его уже не помню, но кажется «Севастополец». Он для нас оказался самым удобным в плане посадки. Хватило небольшого пандуса, чтобы мы оказались внутри. Во время морской прогулки увидели старые корабли, подводные лодки, набережную… Кстати, по набережной мы прогулялись и пешком. Знакомые места. Очень приятно было снова сюда вернуться. И, да, здесь тоже есть Дельфинарий, который доступен для колясочников. Есть Аквариум, но колясочники могут посмотреть только то, что представлено на первом этаже. Впрочем, и здесь можно увидеть много чего интересного и полюбоваться красивейшими кораллами, увидеть акул, осьминогов и т.д.

Возвращаясь к самому г. Саки, то и здесь можно приятно провести время, например, в один из дней, между экскурсиями по другим городам Крыма, мы пошли в Музей Краеведения и Истории Грязелечения, который находится по ул. Курортная. Можно сходить в церковь, где тоже есть пандус. Также прогуляться по парку, отдохнуть в сквере Пушкина, искупаться в соленом озере, которое славится своими целебными свойствами. Чаще всего и больше всего колясочников можно увидеть, гуляющими по ул. Революции, где много кафе и магазинчиков с сувенирами.