Литературные жанры в прозе

Слово проза произошло от латинского prosa, а точнее от prosa oratio, что означает — прямо направленная, простая речь.

Для начала давайте дадим определение прозе. Согласно Википедии, проза  — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству.

В прозе существует несколько жанров, о которых сегодня пойдет речь. Сразу следует уточнить, что такое литературные жанры (фр. genre, от лат. genus — род, вид) — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств.

Итак, приступим к более подробному описанию существующих жанров в прозе и их определений:

Роман — большое по объему повествовательное произведение со сложным и развитым сюжетом, где очень подробно описываются определенные отрезки событий, жизнь персонажей, как главных, так и других, которые участвуют в сценах. Для примера, можно привести многотомный роман Л.Н. Толстого «Война и мир», где несколько линий.

Повесть — произведение эпической прозы, близкое к роману, тяготеющее к последовательному изложению сюжета и ограниченное минимумом сюжетных линий. Очень часто в повестях пересказываются реальные события, но с менее подробным описанием сцен и персонажей. Описание историй идет в хронологическом порядке и повествует о естественном порядке и укладе жизни. Названия повестей обычно отражают образ главного героя, например, «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина или какой-то ключевой момент сюжета, как «Степь» А. П. Чехова.

Рассказ — малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста. Здесь описывается одно событие с участием двух-трех персонажей. Автора рассказов принято именовать новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой. Например, рассказ «Один день Ивана Денисовича», написанный Александром Солженицыным самим автором определен именно как рассказ, однако при публикации в журнале «Новый мир» редакция назвала это произведение повестью.

Новелла — итал. novella — новость) — литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой. Для этого жанра характерны краткость, острый насыщенный сюжет, отсутствие описательности, неожиданные повороты и развязка. Сам по себе жанр утвердился после появления всем известной книги итальянского автора Джованни Боккаччо «Декамерон», сюжет которой заключается в том, что несколько человек, расположившись за городом, в котором бесчинствовала чума, чтобы скоротать время, рассказывают друг другу новеллы. Боккаччо в своей книге создает классический тип итальянской новеллы, в дальнейшем получивший развитие во многих странах.

 

Биография – это слово говорит само за себя. Биографиями считаются сочинения, в которых описываются истории жизни и деятельности известных людей, которые могут быть научными, художественными или популярными, не подразумевающие никакого вымысла. Примером может служить биография П. А. Вяземского «Фонвизин». Задача автора, взявшегося писать биографию, по словам Т. Карлейля, заключается в том, чтобы «нарисовать верную картину человеческого земного странствования». Следует отличать биографию от автобиографии, ведь ее автор пишет о себе сам.

 

Эссе — (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. В русской литературе образцом эссе может послужить произведение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Притча — это небольшой назидательный, иносказательный рассказ, заключающий в себе нравственное, религиозное поучение, иными словами, премудрость. Владимир Даль говорил, что притча — это «поучение в примере». Самыми яркими примерами этого жанра могут быть библейские притчи, которые знают почти все. Притчи Иисуса Христа рассказывают об истинах, идеях христианства так, чтобы слушающие и читающие могли ясно себе представить то, о чем им повествуют. То есть существуют некие элементы сознания, не доступные чувственному человеческому восприятию, ведь Бога нельзя ни увидеть, ни объять разумом, а притча делает эти идеи, принципиально лишенные зрительного и осязательного образа, «видимыми и ощутимыми».

Эпопея — (греч. epopoiїa, от ?pos – слово, повествование и poi?o$ – творю) монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной, национально — исторической проблематикой. Вспомним «Тихий Дон» М. А. Шолохова, где повествуется о 1-й мировой и Гражданской войне, о простых людях и их героических поступках, их жизни в это сложное время.

Очерк —  это разновидность малой формы эпической литературы, отличная от другой её формы, рассказа, отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большой развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Он затрагивает не столько проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» и обладает большим познавательным разнообразием. Таковы «Записки охотника» И. С. Тургенева.

Автор: Татьяна Маркинова

Источники: «Википедия»  и «Академик»

Добавить комментарий